Сайт д-ра церковных вост. наук магистра богословия М. Арранца


Заглавная / Биография / Фото / Публикации / Файловый архив / Ссылки / Новости / Общение

Литургическая новостная лента

Новости сайта

RSS канал:

Общение - последние вопросы

Авторизация

Вы еще не авторизовались.
Авторизация здесь.

[ritus] Toletanus.ru

К списку сообщений

Лента вопросов и ответов - Чтение сообщений

 Константин Рутковский (Киев, Украина)2007-02-20 16:46:48 
Уважаемый отец Михаил! При совпадении праздника Трех святителей с Неделей мясопустной на 1-ом часе предписано читать кондак воскресный гласа (который на утрене не звучит вовсе). Это требование Типикона, согласитесь, довольно необычное. Чем оно может быть обусловлено?

Ответ: Трудно мне ответить на вопрос поскольку в данном моменте нет у меня книги Типикона. Но считаю разумным, если на утрени исполнялся кондак Триоди или Минеи, не пропустить совсем и кондак Октоиха, пересылая его на службу, которая следует сразу за утреней.

Я конечно, весьма благодарен если кто-нибудь комментирует и дополняет мои ответы. Я давно не занимаюсь теперешним Саваитским Типиконом; последний раз было когда в 70-х гг. писал рецензию (см.мои публикации) о докторском труде Н.Успенского о всенощном бдении. Я кое-что начертал в Истории Типикона. Мои интерессы были песненное последовании (писал в 70.х гг.), крещение (писал в 80-х), покаяние и около-покаяние (в 90-х) и таинства бракосочетания, священства, а еще монашеский постриг. Все это в моих 5 томах "Избранные Сочинения по Литургике".
В данном моменте занимаюсь переписанием древнних греческих евхологиев из Византийской Италии; они наверное скоро появятся в сети.
Всем признателен за внимание, но извините если в конце концов признаю что я не все заню.
Инок Михаил Римлянин

Комментарии:

mgr_Andrew – 2007-02-22 18:46:46
Уважаемый Константин. На самом деле вопрос достаточно прост, с моей точки зрения. Ситуация простая - совпадение Недели и полиелейного святого (святых) Если в этом году в день всеобщего ангела (неделя Сына Блудного) пелся кондак триоди лишь, то в дни памяти Новомучеников пелся и воскресный тоже. Полагаю, что воскресный кондак связан с пением полиелея, который в это время не положен по Уставу.

andreas – 2007-03-01 12:43:49
К mgr_Andrew: что значит "связан с пением полиелея, который в это время не положен по Уставу"? В Неделю мясопустную, как и в Неделю блудного сына, по уставу о чтении псалтири (Типикон, гл. 17) положен Полиелей.

д. М. Желтов – 2007-03-04 00:11:45
Суть вопроса здесь в том, что воскресные кондаки - очень позднее явление (о чем подробнее см. статью "Воскресенье" в "Православной Энциклопедии"), поэтому в сложных (и даже не очень) коллизиях они выпадают из службы первыми; устав же тропарей и кондаков на часах, который в Типиконах поначалу не выписывался, в данном конкретном случае просто скопирован редакторами из какого-то другого дня.

Ответ: Я согласен с о.Диаконом. Типикон не появился сразу в современном виде. Разные указания прибавлялись мало по малу благодаря факту что типиконы сначала не печатались а просто переписывались, и каждый писец имел инициативу приспособлять копированный оригинал к собственным нуждам или просто вкусам. Итал типиконы дополнялись и не всегда логично. История Типикона вопреки названию моей книжки еще ждет автора.

mgr_Andrew – 2007-03-09 16:42:10
Хорошо, тогда вопрос заключается в следующем. Получается некая коллизия: Пение воскресного Октоиха в сочетании пения Постной Триоди. Вопрос в том, что современная постная Триодь, насколько мне известно, является изначально продуктом студитов, ныне приспособленным для совершения богослужений в иерусалимских порядках, да еще с чтениями из устава Великой Церкви. Сама Триодь в современном - явление для меня весьма интересное. Не является ли изначально данное указание результатом того, что воскресное бдение сочетается с памятью святого, имущего бдение или полиелей, да еще в свете пения Постной Триоди?

Ответ: Наверное так и есть. Типикон по мнению Мансветова является арбитром, или по нашему - светофором, совпадения при движении разных двигающихся объектов: Октоиха, Триоди и особенно Минеи. Минея больше всех создает проблематику, хотя и между Триодью и Октоихом тоже свои затруднения. Но самое интересно, что между самим Типиконом и Триодью есть некоторая коллизия, например на утрени 1-го понедельника Поста.

о. Феогност – 2007-03-14 00:18:43
Мне кажется, что здесь имеет место парарллель Традиций: Если мы возьмем, к примеру, неделю Крестопоклонную, то в Троиди дан канон с Пасхальным ирмосом и первы припев явно воскресный. То есть, студиты, несомненно, не совмещали ее с воскресной службой савваитов. А возмо ли на сегдня найти следы чисто студийского совершения Великопостного воскресного богослужения до влияния саввитов? Ведь, по сути, в службах седмицы влияния южноиталийского седмичного круга нет...

Ответ: Надо изучать историю русского типикона; у греков типикон редактировался снова для приходов по благословению синода Константинополя. В России этого не было; с времен патриарха Никона продолжается употреблять, хотя часто виртуально, савваитский типикон, переведенный с греческого. Очевидно много традиций сохранились от студийского типикона, как пение предначинательного псалма в начале вечерни, или от константинопольского, как антифонное пение Блажен муж. Но надо перестать гадать, и серезно заниматься изучением рукописей.

Навигация: « предыдущее сообщение / следующее »

Вы можете добавить комментарий: [Открыть форму].
Внимание! Если Вы хотите написать новое сообщение (тематически не связанное с данным), то Вам сюда: написать новое сообщение.

Ваш комментарий
*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Сообщение:

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только автору сайта.


На заглавную / Наверх

Miguel-Arranz.NET © 2006-08 | Обратная связь
Хостинг и веб-программирование: Canto.ru, Evening Canto Labs.
Обращений сегодня: 26, Сессий: 1
Сейчас на сайте: 1