|
Лента вопросов и ответов - Чтение сообщений
Безвестный литургист (Россия) | 2006-12-31 20:19:22 |
Комментарии:
andreas – 2007-01-02 11:43:18
benedicete!
В предыдущем ответе Вы написали, что "Po budnjam pelis' tripesni: 2-8-9 pesni po ponedel'nikam, 3-8-9 po vtornikam i t.d., po subbotam 4 pesni" - это действительно так? Дело в том, что согласно нынешнему уставу Богослужения первая песнь в трипеснце соответствует дню седмицы таким образом, что в понедельник бывает 1-я, во вторник - 2-я и т.д., в пятницу 5-я, а в субботу как раз четверопеснец: 6-я, 7-я + 8-я и 9-я.
Ответ: Dominus benedicat.
Da, Vy pravy: isxodja iz sovremennoj praktiki Triodi, i imeja vvidu chto 8-ja i 9-ja pesni postojanny, 1-ja pesn’ ispolnjalas' v ponedel’nik, 2-ja vo vtornik, i t.d. V subbotu: 6-ja i 7-ja. V svoem “Oko cerkovnoe” 1998 g. (sm.fajl.arxiv), str.70-72, ja koe-chto pisal o Triodi; molodye liturgisty dolzhny byli by pererabotat’ bol’she ehtu temu. Bylo by xorosho izuchat’ drevnij sostav budnej utreni ne tol’ko V.Posta no i vsego goda, t.e. tex teper’ redkix dnej s rubrikoj Alliluja, kotorye verojatno pered umnozheniem chisla prazdnikov s polnym kanonom i vvedeniem Savvaitskogo Tipikona bylo bol’shinstvo. Ja ne pomnju kakie vyvody sdelal iz Messinskogo Tipikona, no u vas teper’ v rukax velikolepnoe izdanie Alekseja Pentkovskogo: Tipikon patriarxa Alekseja studita v Vizantii i na Rusi (M.2001). Ehto drevnij studijskij tipikon Kievskix Pecherskix Lavr, i tam nachalo monasheskoj tradicii Rossii. Pribavljaju esche, chto v Oko Cerkovnoe, str.62, ja pisal o prigotovlenii izdania Chasoslova Sinai.864. Kniga vyshla v 2004 g. kak 486 tom kollekcii "Sources Chre'tiennes" s nazvaniem 'Livre d'heures du Sinai"; v nej mozhno najti bol'she 400 neizdannyx grechheskix stixov, ochen' prostoj poehsii, predyduscej navernoe xudozhestvennye sochinenia Ioanna Damaskina.
andreas – 2007-01-11 16:21:20
1-я песнь положена в понедельник исходя не только из современной Триоди: дониконовская Триодь и Типикон, также как и первопечатные славянские книги к. 15 - нач. 16 в. (в частности Триодь постная. Краков, ок. 1493 - л. 47 об. и далее) дают именно такой порядок: 1, 8, 9 в понедельник; 2, 8, 9 (или только 8, 9) во вторник и т.д. К сожалению, нет сейчас доступа к изданию Пентковского, чтобы посмотреть, как по Студийско-Алексиевскому уставу. Но и по краегранесию, и по содержанию самих древних трипеснцев и двупеснцев, напр. св. Космы (да и других авторов) на Страстную Седмицу однозначно видно, что трипеснец с первой песнью предназначался для понедельника (т.е. второго дня недели по византийскому счету - ти девтера), двуснец вторника - именно для вторника (краегранесие - трити те) и т.д.
benedicete nec ad juventutem suscensete!
Ответ: Tipikon patriarxa Aleksija, izdannyj A.Pentkovskim, vyshel v 2001g. Sponsory: Mosk.Patriarxat, Mosk.Duxovn.Akademia, Ross.Akademia Nauk i Institut Russk.Jazyka im.V.V.Vinogradova; kak chto net dostupa k nemu? Pravda chto i v Tipikone Messinskom (sm.fajl.arxiv) ne vsegda ves' xod sluzhby podrobno ob'jasnjaetsja. Navernoe vse zaviselo ot Irmologia, kotoryj voobsche byl v obiteli. V ehtoj epoxe s knigami bylo deficitno. K 2-oj pesni so vremenem vozrastalo preduprezhdenie. V nachale ona primenjalas' chasche. Esli pomnju pravil'no Follieri izdavala kanon Blagoveschenia, gde 2-ja pesn' imela svoj irmos s troparjami posle 1-oj. U evreev esli chitaetsja 1-ja ne chitaetsja 2-ja. Mozhet sinagogal'noe vlianie i u nas?
No v sovremennom grecheskom Chasoslove obe pesni pechatajutsja rjadom, s pripevami pesnennogo posledovania; v ehtom posledovanii 1-ja pesn' Moiseja byla tret'ja na subbotnoj utreni, a 2-ja byla chetvertaja, a u nego bylo 4 pripeva, ispolnjaemyx po ocheredi (sm.moi Izbrann.Sochin.III, 630, a takzhe asmatiki akolouthia v fajl.arxive). No ja priznajus' ne specialist po Triodi. V Juznoj Italii kstati mnogo liturgischeskoj poehzii pisalos' vo vremja Studitov. Rimskij universitet po iniciative Giuseppe Schiro' isdal 12 tomov kakonov mestnyx vizantijskix svjatyx. V Vatikansk.Biblioteke est' neizdannye rukopisi ochen' interesnyx triodej, gde osobenno kanony Iosifa i Klimenta. Syropustnuju i Mjasopustnuju izuchal odin moj kandidat, Quinlan; dissertacia dostupna chitateljam bibl.Vostochnogo Instituta.
Навигация: « предыдущее сообщение / следующее »
Вы можете добавить комментарий: [Открыть форму].
Внимание! Если Вы хотите написать новое сообщение (тематически не связанное с данным), то Вам сюда: написать новое сообщение.
Ваш комментарий
Miguel-Arranz.NET © 2006-08 | Обратная связь
Хостинг и веб-программирование: Canto.ru, Evening Canto Labs. |
Обращений сегодня: 5,
Сессий: 1 Сейчас на сайте: 1 |